Spinster of this parish (aunt_millicent) wrote,
Spinster of this parish
aunt_millicent

Category:

Клуатр собора Сен-Трофим в Арле. Часть первая.

Клуатр собора Сен-Трофим в Арле.
Часть первая. Северная галерея - Тайна Воскресения.

Клуатр, то есть, внутренний дворик монастыря или церкви - важный элемент романской архитектуры. Он использовался для молитв и размышлений; в праздничные дни или в
дни поста там могли проходить процессии и театрализованные ритуалы; в клуатрах, так же как и в самом храме, могли хоронить как мирян, так и клириков. Галереи клуатров часто украшали резными капителями и рельефами,
не исключение и клуатр собора Сен-Трофим.

Он расположен с южной стороны храма, и попасть в него можно, пройдя через боковой неф.


000 (Источник - photosetbalades.fr)
000-2

Клуатр Сен-Трофим состоит из четырех галерей, из которых северная и восточная созданы в конце XII в. - начале XIII, а южная и западная - в конце XIV в. Таким образом, к романике относятся только первые две, но я расскажу про все.

view-from-above-memoiredelivrade(Источник - memoiredelivrades.canalblog.com)

Сегодня мы начнем с северной, самой верхней на плане и самой первой по времени появления (ее строительство началось в 1180-е годы, вероятно, одновременно с началом работ по скульптурному убранству портала:


000-3 (Источник - memoiredelivrade.canalblog.com)

Между четырьмя опорами, украшенными скульптурами и рельефами, располагаются мраморные колонны с капителями, украшенные как растительным орнаментом, так и библейскими сценами.


000-4-nord-gallery-13879794@N04 (Источник - Flickr, 13879794@N04)

С 2012 года началась программа реставрации клуатра, и теперь капители и рельефы очищены от грязи и наслоений последующих эпох. К сожалению, не всегда мне удавалось найти новые снимки, поэтому на многих фотографиях в этом посте вы увидите старое состояние скульптуры.

Наша прогулка по клуатру начинается с северо-западной опоры (3-7 на плане). Отсюда начинается рассказ о Воскресении Христовом.


003-5-14958189@N06 (Источник - Flickr, 14958189@N06)
003-5-kristobalite (Источник - Flickr, art_roman_p)

Здесь, встречают выходящих из собора во дворик монументальные фигуры апостолов Иоанна (3), Петра (5) и святого Трофима (7). Между ними изображены Жены-мироносицы (4) и Воскресение Христово (6).
Первая сцена поделена на две части, расположенные одна над другой. В верхней три женщины с сосудами, в которых находятся благовония для натирания тела мертвого Христа, в
нижней - продавцы благовоний в лавке, пересчитывающие монеты.


004-saintes-femmes-martin-m-miles (Источник - Flickr, martin-m-miles)

В канонических евангелиях по-разному излагаются события, произошедшие после воскресения Христова. У Иоанна пустую гробницу находит Мария Магдалина, а во всех остальных рассказывается о женщинах, купивших ароматы и идущих к гробнице с ними, чтобы обнаружить вместо тела Иисуса ангела. В Евангелии от Марка их три, и они называются по именам: "По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его" (16,1). Лука считает, что их было больше: "То были
Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними" (24,10), но изображают обычно трех. Про продавцов ароматов евангелисты не упоминают, однако, по всей вероятности, они довольно рано появились в пасхальных пьесах-мистериях, а оттуда уже проникли в изобразительное искусство.

На рельефе с Воскресением то же самое деление на две части композиционно осуществляется с помощью пустого гроба, на котором сохранились остатки надписи "sepulc...". Из него свисает пустая пелена. Под гробом стоят солдаты, с опустившимися головами (знак их сна), над гробом же ангелы и восседающий в небесах восставший Христос.


006 (Источник - Flickr, 28327968@N02)
006-resurrection-kristobalite (Источник - Flickr, art_roman_p)

Возможно, что два ангела появляются здесь в качестве иллюстрации к апокрифическому Евангелию от Петра: "И в ту же ночи, когда рассветал день Господнен,- сторожили же
воины по двое каждую стражу - громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к
гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли".

Петр и Иоанн стоят по углам опоры, а в центре - святой Трофим. Именно Петр и Иоанн первыми из учеников Иисуса, которые после жен-мироносиц увидели пустую гробницу - по крайней мере именно так рассказывается в Евангелии от Иоанна: "...бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его" (Ин 20,2). Потому они и изображены рядом с Женами-Мироносицами и Воскресением, как свидетели происходящего. Святой же Трофим попал в эту избранную компанию как покровитель храма.


005 (Источник - Flickr, art_roman_p)

Двигаясь дальше в восточном направлении мы увидим первую фигуративную капитель. Это воскрешение Лазаря (11). Колонны и капители на них расположены парами и, как правило, одна капитель фигуративная, а другая орнаментальная, но бывают и исключения. В первой паре на левой капители Воскрешение Лазаря, а на правой растительный орнамент, из которого выглядывают человеческие и птичьи головы.


011-1 (Источник- Flickr, art_roman_p)
010-1(Источник - Flickr, sacred_destinations)

Подходя к капители с Воскрешением Лазаря мы видим сначала участников чуда - бородатого мужчину, женщину (видимо, Марфу или Марию, одну из сестер Лазаря), затем, на торцовой
части, широко разводящего руки Иисуса, а затем, под ногами одного из свидетелей с поврежденным лицом, маленький открытый гроб, из которого восстает закутанная в пелены фигурка.


011-2 (Источник - Flickr, art_roman_p)
011-3 (Источник - Flickr, art_roman_p)

Воскрешение Лазаря предварило Воскресение Иисуса. Следующая капитель тоже символически связана с темой Воскресения, и на этот раз используется ветхозаветный сюжет, Жертвоприношение Исаака (13).


013-1 (Источник - Flickr, art_roman_p)

На этой фотографии можно видеть процесс реставрации, когда из под темных наслоений начинает проступать капитель в том виде, как она была задумана. Сначала мы видим Авраама с хворостом и маленького Исаака, подходящих к миниатюрному жертвеннику, а затем действие как бы разворачивается в обратную сторону, когда Авраам уже с другой стороны подходит к жертвеннику и Исааку с обнаженным мечам, а за ним следует ангел, останавливающий его руку.


013-2 (Источник - Wikipedia)
013-3 (Источник - Wikipedia)
013-4 (Источник - Flickr, art_roman_p)

Жертвоприношение Исаака уже в раннехристианском богословии рассматривалось как прообраз крестной Жертвы Иисуса Христа. Цезарий Арльский в своих проповедях отмечал, что так же, как вместо Исаака был принесен в жертву агнец, так и на кресте погибла не божественная, а человеческая природа Христа. Он же пересказывал предание, согласно которому распятие было установлено на том же самом месте, где Авраам собирался умертвить своего сына.

Следующая капитель посвящена Валааму и его ослице (15). История пророка Валаама рассказывается в книге Чисел (22-24). Он был провидцем, которого моавитянский царь Валак хотел отправить к израильтянам, чтобы проклясть его. Однако по дороге ангел Господень преградил путь Валааму (сначала его увидела только ослица и остановилась), а затем велел
пророку вместо проклятий произнести благословения. Среди благословений Валаама было и мессианское, прорекающее, по мнению Церкви, приход Иисуса Христа: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Числа 24,17). На капители мы видим с одной стороны Валаама на ослице и ангела, преграждающего путь, а с другой стороны - израильтян (подписанных "сыны израилевы") под башней - то есть, находящихся в своих жилищах, и внимающих словам Валаама.


015 (Источник - Flickr, martin-m-miles)
015-1 (Источник - Flickr, morio60)
015-3 (Источник - Flickr, art_roman_p)

Мы подошли к следующей опоре (16-18). Здесь стоят три статуи, иллюстрирующие одно из явлений Христа воскресшего ученикам - на пути в Эммаус. История рассказывается в Евангелии от Луки: "В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на (сто) шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих
событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его… И
приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его".


016-18 (Источник - Flickr, 147334751@N04)
016-1 (Источник - Flickr, sun-li)

Христос без нимба, с посохом и сумой паломника (17) стоит между двумя подобным же образом одетыми учениками в остроконечных еврейских шапочках (16 и 18). Именно по паломническим одеяниям можно понять, что речь идет о явлении в Эммаусе. У одного из "пилигримов" на шапке можно разглядеть раковину, знак паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Мы оказываемся в положении учеников, чьи "глаза удержаны", как говорит Лука, и поэтому скульптор изображает Христа без нимба, так, как его видели бежавшие из Иерусалима, еще не признавшие в Иисусе Бога.


017
018 (Источник - Flickr, art_roman_p)
016-3 (Источник - Flickr, morio60)


Следующая капитель (22) возвращает нас к Ветхому завету. Снова Авраам, но если на предыдущей капители с ним он готовился пожертвовать Богу своего любимого сына, то здесь зритель переносится во времени назад, и мы видим, как бездетные Авраам и Сара принимают у себя ангела, возвещающего о грядущем рождении сына и об умножении потомства Авраама. С одной стороны капители виден раб Авраама (или сам Авраам) с могучим тельцом на плечах - его собираются закласть в честь гостей. Затем высечена Сара, прислушивающаяся к разговору из шатра, и, наконец, Авраам, с некоторым недоверием смотрящий на ангела. В Библии говорится, что к Аврааму пришли три ангела (позднее в этом усмотрели  символическое указание на Троицу), с внешней стороны капители виден только один - возможно, еще два расположены с внутренней стороны.


022-1
022-2 (Источник - Flickr, art_roman_p)
022-3 (Источник - Wikipedia)

Следующая капитель (24) очень сильно повреждена. Видны две фигуры, одна передает другой какой-то предмет. Вероятнее всего, речь здесь идет о сюжете, известном под названием
"Traditio legis", то есть, передача закона. Иисус передает книгу (в более ранних вариантах свиток), символизирующий Новый завет, апостолу Петру или Павлу. Этот сюжет приходит в христианское искусство из античного обычая изображать на консульских диптихах императора, наделяющего консула властью.


024 (Источник - Wikipedia)

До реставрации существовала гипотеза, что на этой капители апостол Павел стоит перед ареопагом, однако, обнаруженный крестообразный нимб (присущий только Христу)
над головой передающего предмет, указал на невозможность этой интерпретации.


024-1 (Вид после реставрации, источник - patrimoinespaca.org)

За передачей закона следует опора с тремя статуями (27-29). Это еще одно явление воскресшего Христа ученикам. Полуобнаженный Христос, демонстрирующий свои раны, стоит между апостолами Фомой и Иаковом. Речь идет об эпизоде, описанном в Евангелии от Иоанна, когда апостол Фома усомнился в телесном воскресении Христа: "Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20,25-29).


028-30-christ-plaies-kristobalite (Источник - Flickr, art_roman_p)

Так же, как и в предыдущей опоре, нет никакого нарратива. Статуи являются скорее напоминанием о хорошо известном клирикам евангельском фрагменте. Фома протягивает руку
к Христу - это прямая визуализация его слов "если..не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".


029 (Источник - Flickr, art_roman_p)

Герой последней фигуративной капители (33) в северной галерее - Моисей. Приближаясь, мы видим его с посохом пастуха. Он направляется ко внутренней стороне капители, где изображена Неопалимая купина (к сожалению, фотографию этой стороны мне не удалось найти). На торцевой стороне, обращенной к проходу клуатра - передача Ветхого завета Моисею. Фигура с нимбом передает коленопреклоненному Моисею с поврежденным лицом две таблички, на которых написано Tabula Moysi. Между Моисеем-пастухом и фигурой с нимбом вклинилась голова молодого безбородого человека - кто он? Еще одна фигура на восточной стороне капители представляет, видимо, снова Моисея, держащего в руках загадочный мешок. Ее значение пока остается для меня тайной.


033-1 (Источник - Flickr, art_roman_p)
033-2 (Источник - Flickr, sacred_destinations)
033-3(Источник - jalladeauj.fr)

Очевидно, что две капители - передача Ветхого Завета Моисею и Нового завета Павлу - рифмуются между собой. Вспомним фигуру апостола Павла на портале собора и фразу, написанную у него на свитке, гласящую, что то, что скрывает учение Моисея, раскрывается в Новом завете.

Последняя опора (38-42) в северной галерее представляет, как и первая, два рельефа в обрамлении трех статуарных фигур. Рельефы посвящены Вознесению Христову (39) и Мученичеству святого Стефана (41) (первого святого покровителя церкви на этом месте) (41); фигуры - апостолов Павла и Андрея (38 и 42), а посредине святого Стефана (40).


038-42 (Источник - Flickr, sacred_destinations)

Мученичество святого Стефана в точности повторяет аналогичную сцену на портале - коленопреклоненный диакон устремляет взор в небеса, где его уже ждет Иисус. Все в полном согласии с текстом Деяний апостолов: "Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе!
приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил".


041 (Источник - Flickr, tiigra)
041-1 (Источник - Flickr, sacred_destinations)

Из новозаветного текста следует, что при побиении Стефана камнями присутствовал некий юноша Савл. Тот самый, который, позже обратившись в христианство, стал известен всему
миру под именем апостола Павла. Он стоит рядом со святым Стефаном, но ближайший к нему рельеф - не Мученичество, которому он был свидетелем, а Вознесение, свидетелем которого
он не был.


038 (Источник - Flickr, sacred_destinations)

Восемь фигур в нижней части рельефа наблюдают за тем, как Иисус в мандорле поднимается на небеса, а две ангельские фигуры обращаются к оставшимся внизу: "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи
Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деяния 1, 9-11).


038-39 (Источник - Flickr, sacred_destinations)

Первые исследователи иконографической программы северной галереи арльского клуатра видели в ней чудесную симфонию. На опорах представлены важнейшие события от Воскресения до Вознесения, а именно чудесные явления Иисуса воскресшего, главные апостолы и покровители храма святые Трофим и Стефан. На капителях - прообразы и пророчества, касающиеся воплощения, распятия и Воскресения Христа. Современные работы, не отрицая изначальной иконографической задумки галереи, связанной, прежде всего с прославлением Воскресения Христова, показывают, что порядок расположения капителей был нарушен и, возможно, они должны были располагаться в более логично выстроенной последовательности.

Следующая, западная галерея, развивает другую тему. От Воскресения идущий по клуатру движется в обратном хронологическом порядке, к земной жизни и Страстям Христовым.
Продолжение следует!
Tags: viatolosana
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments